Ущелья и мосты Загорохорья

Наша семья на фоне моста

Я всегда очень удивляюсь туристам, предпочитающим большую часть своего отпуска поджаривать свои бока на пляже вместо того, чтобы наслаждаться поистине уникальными красотами греческой природы. Для себя я нашла один ответ на этот вопрос: они просто не знают о существовании этих красот. По какой-то причине туристические агентства активно пиарят пляжи Халкидиков и острова Эгейского моря, но практически ничего не рассказывают об уникальной природе горной местности и традиционных деревушках, так уютно расположившихся на склонах гор, с их своеобразной архитектурой и местной кухней.

Эти пасхальные праздники мы с семьёй и друзьями провели в Центральном Загорохорье, местности, которая расположены в горах Пиндос. От Салоник примерно 3,5 часа на машине, в зависимости от того, куда именно вы едете. Наш путь лежал в деревню Кипи (с греч. «сады»), которая находится в 20-30 минутах езды от Янины, дорога лёгкая и очень красивая. Останавливались мы в гостинице Махалас, построенной в традиционном для Загори стиле: просторные домики из камня, с деревянной отделкой и деревянной мебелью ручной работы, необыкновенно красивый деревянный потолок (обратите внимание на фото) и камин – обязательный атрибут. Гостиница оказалась очень удобной для тех, кто путешествует с детьми.

Гостиница Махалас

Наша комната

Распаковав вещи, мы сейчас же направились в таверну, принадлежащую хозяину гостиницы, г-ну Михалису, чтобы вкусить все радости местной кухни, в прямом смысле этого выражения. Здесь мы заказали вкуснейшие пироги с курицей, сыром, дикими травами, тесто для которых делает жена хозяина, госпожа Афина (ударение на втором «а»), салаты из местных овощей, мясо на гриле. Местное красное сухое вино на разлив оказалось бесподобным, хотя я обычно предпочитаю белое. Но больше всего мне понравился традиционный местный сыр, который называется галатири, его привозят в таверну из Метсово, одной очень известной туристической деревни Загорохорья. Галотири похож на кислый йогурт (типа простокваши, но однородный), смешанный с мелкими кусочками феты. Его можно мазать на хлеб, пирог, мясо, варёную свёклу (как вариант) или есть просто так. Я представила себе, как в жаркий летний полдень усталый деревенский житель сидит на веранде своего дома, а жена подаёт ему свежий хлеб, оливки, прохладное вино и галотири…. А разве нужно что-то ещё, чтобы насладиться жизнью и отдохнуть после трудового утра?!

Мост 1

В первый день, уставшие после поездки и отяжелённые обильной трапезой, мы посмотрели только небольшой каменный мостик над рекой,  который находится в 5 минутах ходьбы от деревни. Небольшой, по сравнению с другими мостами, которые мы видели в эти дни. Ближе к полуночи мы были в местной церквушки Святого Николая, каменной и старинной, как и положено в таких деревеньках. Когда зажгли священный огонь и священник огласил весть о том, что Христос воскрес, мы поздравили друг друга, а затем мелкими шажками, аккуратно, чтобы не потушить огонь на наших ламбадах спустились с холма, на котором располагается церквушка, чтобы снова оказаться в таверне у Михалиса. Там, как и положено уважающим себя грекам, мы устроили соревнование по битью яиц и вкусили по тарелке магиритцы, пасхального супа из бараньих внутренностей с зеленью, щедро приправленного лимоном.

На следующий день мы посетили ущелье Викос, которое, по утверждению местных жителей и надписям на щитах, является самым глубоким ущельем в мире. Интернет это утверждение не подтвердил, что не сделало ущелье менее красивым в моих глазах. Своё название ущелье берёт от источника питьевой воды, который, надо сказать, находится не так уж и близко к ущелью, минут 20 на машине, в одноимённой деревне. В этой же части Загори расположен и завод по производству бутылированной воды, которая тоже называется Викос.

Ущелье Викос

На третий день мы ездили в Лаисту. Лаиста (ударение на первое «а») – самая удалённая деревня в Центральном Загорохорье. Последний раз я была там 5,5 лет назад, тогда количество жителей составляло 300 человек, сейчас, скорей всего, меньше, поскольку большинство из них старики. Дорога в Лаисту оставляет желать лучше, местами она практически разрушена, и к сожалению, нет надежды на то, что в скором времени её починят. Но при этом в Лаисте есть две небольшие гостиницы и таверна на центральной площади с огромными платанами, где кормят также вкусно, как и раньше.

По дороге в Лаисту мы остановились немного передохнуть, т.к. детей сильно укачало в машине на горной дороге, и совершенно случайно оказались на прекрасном лугу с сочной зелёной травой. С одной стороны луг обрамлял еловый лес, а с другой горы с заснеженными, кстати, вершинами. Никакого шума города, вообще никаких звуков, связанных с цивилизацией и прогрессом, слышно лишь пение птиц и жужжание насекомых.

Любимый муж по дороге в Лаисту

Сонечка, по дороге в Лаисту

Вечером, вернувшись в свою деревню, мы прогулялись с детьми на старую водяную мельницу, которая была, к сожалению, закрыта. Мельница находится за деревней, совсем недалеко. Чтобы попасть на мельницу нужно пройти по большому каменному мосту, которой так и называется Мельничный Мост. Дети с удовольствием бросали камни в реку с моста, а я пыталась сделать хоть несколько фотографий, пока сумерки не успели окутать всё  вокруг прозрачным серым одеялом. Вдруг мы увидели, что на нас надвигается огромное облако, гремит гром и стали торопить детей, чтобы успеть вернуться до дождя, который уже начинал понемногу накрапывать. Когда мы вышли на асфальтированную дорогу, нас ждал сюрприз – начался град. Первый град, который я видела в Греции! И, конечно, первый град, который видела моя дочь в своей жизни!

Мельничный мост. Вид на деревню.

Старая мельница

В последний день, перед самым отъездом, мы посмотрели ещё два старых каменных моста. Один, самый внушительный по размеру, трёхарочный, находится совсем близком от деревни Кипи. Его рисуют, фотографируют, помещают на календари и открытки. Мост называется Монашеским (Калогерико), т.к. изначально деревянный мост через реку был построен монахом Серафимом в 1814 году. В 1865 году Алексисом Плакидой на этом месте был возведён каменный мост. Отсюда и второе название -Мост Плакида. Этот  мост, напоминающий ползущую гусеницу, самый известный и самый красивый в этой части Загорохорья. Мне кажется, что даже если не преследовать никаких других целей, кроме как посмотреть его – поездка сюда будет стоить того. С моста открывается прекрасный вид на Кипи. Деревня практически сливается с горами, домики, построенные из серо-зелёного камня, нелегко различить на фоне бушующей майской растительности и скал.

Вид на Кипи от Калогерико

Мост Калогерико

Калогерико. Вид сверху.

Под мостом

Последний мост, где мы сделали остановку, был когда-то первым каменным мостом, который я увидела в Загорохорье, тогда мы с мужем ещё даже не были женаты. Теперь нам представилась возможность сфотографироваться на его фоне всей семьёй.

Последняя остановка

Конечно, это далеко не все старые каменные мосты, которые украшают собой Центральное Загорохорье, просто путешествуя с маленькими детьми, приходится выбирать более лёгкие и доступные маршруты. Много чего не успели мы посмотреть: не видели озера, часть реки, где занимаются рафтингом, не спускались вниз по тропинкам в глубокие ущелья, не посетили многих деревень. К счастью, это значит, что у нас ещё есть цели, которые снова приведут  нас в эту часть Загорохорья.

А вам, дорогие друзья, я искренне советую не останавливать свой выбор только лишь на жарких пляжах и посещении Акрополя, если вы соберётесь в материковую часть Греции. Особенно в мае, когда горы цветут, или в октябре, когда у вас будет возможность насладиться осенними пейзажами и прохладными вечерами выпить красного вина, сидя у потрескивающих в камине дров, в таком вот традиционном каменном домике в горах.

Мария Шкурина

Опубликовать в Яндекс

Вам может также понравится:

Ущелья и мосты Загорохорья: 10 комментариев

• Юля, я рада, что тебе понравилось! Жаль, что экскурсия только виртуальная.
      София сильно выросла, ей ведь меньше чем через 3 месяца будет уже 5 лет!!! И когда они успели пройти?!

1. Машенька, спасибо за виртуальное путешествие! С удовольствием насладилась сказочной Грецией, еще больше захотелось увидеть ее воочию!
    Рассказ получился насыщенным, манящим, пронизанным трепетом и любовью к краю!

• Наташа, надеюсь, что увидишь воочию! От вас до нас совсем близко! Да и цены с каждым днём становятся всё более и более приемлимыми.
      Очень рада, что тебе понравилось и удалось почуствовать то, что чувствовала я!

2. Вот это пасхальные каникулы! Какая красота! Все-все необыкновенно: от интерьера комнаты до прекрасных мостов! Особенно ущелье Викос потрясло — даже фото передают его глубину, представляю каково в реале стоять там и смотреть на эту грандиозную панораму!
    Спасибо огромное за экскурсию, с большим удовольствием почитала — как сама побывала 🙂

3. Маша, совершенно удивительные места! Спасибо за рассказ.
    Я же была поражена красотой другой местности в центральном регионе — Кардица, где горное озеро Пластира. А еще совершенно потрясла Гортиния на Пелопоннесе и ее парящий над обрывом монастырь. Вот здесь рассказ об этой поездке:

• Да, в Греции столько мест! Не объездишь! Я много где ещё не была.

4. Красота невероятная! Так хочется увидеть всё это своими глазами. Мост — очень красивый. А горы… Ну горы — это вообще моя слабость.

Я тоже предпочитаю отдых в горах поджариванию на пляже. Загорать вообще не люблю, только плавать.

Спасибо за интересный рассказ о красивых местах! Почаще показывай нам красоты Греции!

5. Каждая страна красива по-своему. Но Греция, это страна особой, мифической истории. Поэтому и её красоты воспринимаются мной как нечто сказочное и монументальное.

6. Спасибо за интересный рассказ. Хотелось бы добавить, что ущелье Вику действительно находится в Книге Рекордов Гиннеса по параметрам соотношения глубина-ужина. То есть это не самое глубокое ущелье в мире, но из узких ущелий мира — первое по глубине. Немножко за уши притянуто, согласна, но красота необыкновенная! Мы туда отправляемся с группой 25-27 марта на 3 дня (Янина и Загорохорья). Стоимость билета всего 115 евро (с проживанием и питанием) + рассказ экскурсовода, который нас всю дорогу сопровождает. Будем знакомить русскоязычных с самыми красивыми местами Греции. Если будет желание присоединиться — звоните 210 95 12 202.